Истории

Муляжи еды: нереальная реальность

В Японии нашли отличный способ продемонстрировать клиентам меню ресторанов. На витринах заведений появились модели блюд, которые невозможно отличить от настоящей еды
Таня Марико
Специальное предложение

Путешествия – это новые места, новые люди, и конечно же, новая еда. Невозможно полностью проникнуться культурой незнакомой страны, не попробовав традиционные блюда. Но как можно сделать заказ в ресторане, если все позиции в меню написаны на иностранном языке, а сам путешественник ни разу не пробовал ни одного из деликатесов, которые подают в заведении? Питаться уже знакомым фастфудом? Ну уж нет! 

Гурманы могут не переживать: все чаще и чаще на витринах можно увидеть муляжи блюд. Теперь языковой барьер – совсем не повод отказываться от возможности почувствовать себя местным жителем и поужинать в уютном ресторане.


Муляжи блюд появились совсем недавно – только в начале ХХ века. А создателем первого муляжа стал японский предприниматель по имени Рюдзо Ивасаки. 

Наверно, этот факт мало кого удивит, ведь, как говорилось в одном анекдоте, "…только японцы живут в XXII веке". Действительно, многие технические инновации пришли в другие государства именно из Японии.


Когда Ивасаки-сан приехал в Осаку в поисках заработка, питаться ему приходилось в дешевых закусочных, где блюда значительно уступали домашней еде как по вкусу, так и по внешнему виду. А ведь как известно, японцы едят два раза, причем первый раз – глазами. 

Визуальное восприятие у жителей Страны восходящего солнца развито очень хорошо. Возможно, именно это и подтолкнуло японского предпринимателя к реализации, казалось бы, безумной бизнес-идеи: создать специальные муляжи, которые привлекали бы посетителей и помогали им сделать свой выбор в пользу понравившегося блюда.


В начале ХХ века Япония как раз открыла свои границы для иностранцев, а потому у муляжей блюд появилась еще одна важная функция: рассказывать туристам о том, что они могут попробовать в Японии. Кухня здесь разнообразна и отличается от региона к региону. Поэтому если путешественник не знает японского языка, ему будет нелегко определиться с тем, что же попробовать в том или ином ресторане. 

Да, многие будут надеяться на английский язык, но японцы в подавляющем большинстве знают его плохо, поэтому диалога может и не получиться. Так что идея Ивасаки была более чем актуальной. 


Несколько недель господин Ивасаки пытался создать модель простого рисового омлета из воска. Потом появились еще несколько муляжей японских блюд, которые Ивасаки решил продать парочке заведений. 

Практически сразу муляжи стали себя окупать – количество посетителей резко увеличилось. Кто-то приходил полюбоваться диковинкой и, отметив аппетитный вид блюда, делал заказ, а кому-то было проще определиться, что бы ему хотелось съесть на завтрак, обед или ужин.


В 1932 году Ивасаки открыл компанию по производству муляжей еды. Да, кроме него на рынке работали и другие фирмы, но все равно дела у владельца идеи шли намного лучше, ведь японцы – настоящие консерваторы и часто стремятся к первоисточнику, считая его самым лучшим (а Ивасаки первым предложил выставлять муляжи еды в витринах).

Компания "Ивасаки-би-ай" работает и сегодня. Причем ее филиалы открылись в Европе и Америке. Теперь можно сэкономить массу времени и сил, пытаясь найти подходящий ресторан в чужой стране, – достаточно осмотреть витрину с муляжами. Будьте уверены, они ничем не отличаются от настоящей еды – разве что стоят в несколько раз дороже!


Первые муляжи производили из воска и раскрашивали анилиновыми красками вручную, но в той же Японии сегодня большинство муляжей делают из винила. До этого пытались использовать более дешевый парафин, но он быстро портился под воздействием солнца. 

Современная технология предполагает, что съедобное блюдо заливается жидким силиконом, который потом застывает. Настоящее блюдо выбрасывается, а получившуюся модель начинают раскрашивать. Все делается вручную, а потому создание муляжей – процесс длительный и трудоемкий, который и оплачивается соответственно. 

Изготовление каждого муляжа происходит по индивидуальному проекту. В зависимости от сложности композиции муляж обойдется в 500, 1000 или даже 3000 долларов. Зато храниться будет долго – не меньше 5-10 лет.


Кстати, японцы знают множество секретов, которые позволяют буквально "вдохнуть жизнь" в блюдо, сделав его максимально похожим на съедобный аналог. Неудивительно, что порой сложно отличить муляж от настоящего продукта. 

Во многих туристических местах, где продают, например, морепродукты или пирожные, рядом с муляжами, выставленными вне витрины, красуется табличка с надписью на английском и японском языке "Не пытайтесь съесть это, пожалуйста". Видимо, прецеденты все-таки были. И не только со стороны иностранных туристов!


Муляжи японца Ивасаки-сан вдохновили мир на создание других шедевров. Так, в Америке ведутся разработки по созданию 3D-принтера, который распечатывает еду в виде порошка. Несколько порошков потребуется смешать в определенных пропорциях, чтобы получить готовое блюдо. Несмотря на то что такое новшество планируют использовать для космических перелетов, очевидно, что не только космонавты, но и жители всего мира тоже захотят попробовать такую еду. 


Уже сейчас муляжи можно увидеть не только в Японии, но также в Америке и странах Европы. Муляжи стали еще одним средством, которое помогает преодолеть языковой барьер, и наверное, как раз в этом заключается секрет их популярности.

Информация